Александр Бурьяк

Хильдесхайм - город вокруг розового куста

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
Хильдесхайм (Hildesheim) -- окружной город в Нижней Саксонии. Располагается в 40 км на юго-восток от Ганновера. Насчитывает около 105 000 населения (2010 г.). Ныне в нём развита добыча калийных солей, а также электро- и швейная промышленность. (Отрадно, что у немцев имеются собственные калийные соли на удобрения.) С 815 г. Хильдесхайм -- епископство, с 1367 г. -- член Ганзы. С 1866 г. -- в составе Пруссии. В 1945 г. город был почти полностью разрушен. В Хильдесхайме располагаются два особо выдающихся храма, ныне представляющих собой, правда, по большей части реконструкции: собор Святой Марии; церковь Михаила. Помимо этих церквей, есть в Хильдесхайме и другие храмы, заслуживающие внимания. По-видимому, в Средние века город был солидным религиозным центром, в который особо верующие тянулись из ближних и дальних местностей помолиться и поблагоговеть. Ещё в Хильдесхайме имеется Музей Рёмера-Пелицеуса (Roemer- und Pelizaeus Museum), очень богатый экспонатами из Древнего Египта и доколумбовой Перу, а также представляющий другие значительные коллекции: палеонтоллгическую, ботаническую, зоологическую и др. Создат в 1844 г. История появления Собора Святой Марии (Mariendom) и города Хильдесхайма якобы такова. В 815 г. Людовик I Святой, сын Карла Великого, на время охоты повесил на розовом кусте (Rosa Canina) какие-то реликвии от Девы Марии, а снять их потом не смог и принял это за знак того, что надо -- как ни крутись -- сооружать храм, а вокруг него -- город. Правда, историки говорят, что укреплённый город в этих местах так или иначе требовался, потому что земля вокруг принадлежала свежепокорённым саксам, а за ними надо было присматривать. Основное строительство собора пришлось на XI век. Розовый куст до сих пор растёт-цветёт -- и являет собой достопримечательность собора. В 1945 г. этот куст сильно пострадал от огня, но якобы сохранились живые фрагменты, которые снова пошли в рост. Археоло- гические исследования вокруг куста показывают, что, возможно, он произрастал ещё в святилище саксов, посвящённом германской богине Фригге (Frigga). Церковь Михаила (Michaeliskirche) построена в начале XI века по распоряжению епископа Бернварда (Bernward) -- будущего святого -- и императора Оттона III. В крипте храма находится саркофаг Свя- того Бернварда (1022). Церковь Годехарда (Godehardkirche) располагается возле тюрьмы. Названа в честь епископа Годехарда, преемника епископа Бернварда. Годехард ныне тоже святой. Основное строительство присходило в 1133-1172 гг. Итого четыре великих немецких человека причастны к зарождению и становлению славного Хильдесхайма: два святых, один император и один император-святой. Церковь Креста (Kreuzkirche), со стороны фасада похожая на итальянскую, основана в 1079 г. епископом Хецило (Hezilo). Крест епископа Хецило в этой церкви якобы включает в себя щепки с до- подлинного креста, на котором распяли Иисуса. К кресту епископа Хециле Генрих Лев добавил крест от себя, в который тоже вделана якобы щепка креста Иисуса, привезенная Генрихом из Иерусалима. Двери и башня этой церкви -- остатки городских укреплений, сооружённых около 1000 г. при Бернварде. Барочный фасад церкви появился в XVIII веке. Внутренний стиль церкви -- ренессансный. Ещё великие граждане Германии, пусть и не святые: Hermann Roemer (1816-1894) -- основатель хильдесхаймского музея древностей; Wilhelm Pelizaeus (1851-1930) -- собиратель египетских древ- ностей, подаривший в 1907 г. свою коллекцию городу; предметы коллекции добыты при раскопках в Гизе; Rudolf Hauthal (1854-1928) -- владелец перуанской коллекции древностей, подаривший её городу; Ernst Ohlmers (1847-1927) -- собиратель коллекции китайского фарфора, долгое время живший в Пекине; передал коллекцию в городской музей. Разумеется, эти великие человеки сами НЕ ДЕЛАЛИ предметов, ко- торые передали в музей, но они эти предметы откопали, спасли от возможного уничтожения, собрали в одном месте для удобства осмот- ра. Пусть эти люди -- не строители храма культуры, но они хотя бы хранители его, что тоже не мало. Показательно, что по мере старе- ния цивилизации великие строители в её теле сменяются великими собирателями-хранителями. Речка, на которой стоит Хильдесхайм, называется Иннерсте (Innerste). Пополнявшийся из неё широкий Каленбергский ров (Kalenberger Graben) -- ныне очень симпатичный городской водоём. В южной части Старого города частично сохранился городской вал. На сделанной в 1653 г. гравюре Хильдесхайм окружён крепостными стенами с бастионами, а также рвами с водой. От средневековых укреплений уцелела крепостная Башня возвращения (Kehrwiederturm). Дом императоров (Kaiserhaus) построен до 1590 г, восстановлен к 1998 г. после катастрофы 1945 г. Название дома обусловлено тем, что его фасад украшен изображениями римских кайзеров. * * * Хильдесхаймская еврейская община была, возможно, старейшей в Северной Германии. После 1945 г. она не восстановилась. * * * "Союзники" раздолбали небольшой и не особо промышленный Хиль- десхайм не меньше, чем Дрезден или Берлин. Зачем? Возможно, это имело для них какой-то духовный смысл: город уж очень историчес- кий был, с обилием древних храмов. Наверное, история с англо-американскими бомбардировками была приблизительно следующая: едва наладили особо массовое производ- ство бомб, как сопротивление немцев стало слабеть. А сворачивать налаженное производство не хотелось. А если бы потребовали соо- ружения дополнительных складов под бомбы, то стало бы ясно, что производство избыточное. Вот и бомбили что попадя. * * * Почему хильдесхаймяне так гордятся своими восстановленными древностями (на 60-90%%) фальшивыми, сказать трудно. Я бы на их месте плакал и проклинал А. А. Хитлера за то, что он в 1939-м не остановился во внешней политике на достигнутом. Реконструкторы отнюдь не носились с каждым обломком. Если, к примеру, сравнить фотографии разбомбленного St. Andreas с тем, что есть теперь в районе главного алтаря, то видно, что некоторые рельефы попропадали. Ну, и куда же они подевались, уважаемые бюргеры?! А ещё, реставрируя Собор Св. Марии, пообдирали внутри барочные прибамбасы, аргументируя это тем, что якобы надо вернуть храм к готическому виду. И что в итоге? А то, что теперь этот храм внутри мало чем отличается от амбара: в нём много места и света, но нет ШЕДЕВРОВ ИСКУСТВА. Молиться там можно, а вот наслаждатья -- никак. * * * А кроликов-то в Хильдесхайме нету! Ну, наверняка какие-нибудь захудалые скрываются до темноты где-то в кустах, но за целый день перемещения по городу можно не увидеть ни одного.
Хильдесхайм, Рыночная площадь
Рыночная площадь -- центральное место всякого немецкого города, начинавшего ремеслом и торговлей.
Хильдесхайм, Рыночная площадь
Роскошный "фахверк" на Рыночной площади Хильдесхайма. К сожалению, реконструкция.
Хильдесхайм, план города
План Хильдесхайма в XVII веке.
Хильдесхайм
Воплощение чьей-то немецкой мечты.
Хильдесхайм, музей Рёмера-Пелицеуса
Многообещающий перуанский идол перед зданием музея Рёмера-Пелицеуса.
Хильдесхайм, церковь Михаила
Церковь Михаила (Michaeliskirche) на пригорке. Не особо смотрится и внешне, и внутренне, вдобавок по большей части реконструкция. Тем не менее, приглянулась ЮНЕСКО в качестве культурного наследия.
Хильдесхайм, церковь Михаила
Доподлинная колонна в церкви Михаила.
Хильдесхайм, Дом императоров
Дом императоров (Kaiserhaus).
Хильдесхайм, розовый куст
Якобы тот самый розовый куст, из-за (и вокруг) которого возник Хильдесхайм. За кустом -- апсида Собора Святой Марии.
Хильдесхайм, церковь Креста
Церковь Креста, похожая на итальянскую.
Хильдесхайм, церковь Годехарда
Доподлинная люстра в церкви Годехарда (Godehardkirche).
Хильдесхайм, женская тюрьма
Женская тюрьма ("Juztitzvollzugsanstalt fuer Frauen") в тихом симпатичном уголке между церковью Годехарда и городским рвом, Godehardsplatz, 8.
Хильдесхайм, Южные городские ворота
Южные городские ворота.
Хильдесхайм, Башня возвращения
Башня возвращения (Kehrwiederturm). Вид с городского вала.
Хильдесхайм, памятник холокосту
Печальный памятник хильдесхаймской еврейской общине. В художественном отношении очень качественный, хотя и с модернистскими элементами.
Хильдесхайм, дом оружейника
Дом оружейника (Waffenschmiedhaus) -- старейшее жилое здание в Хильдесхайме. С таблички, дословно: "Фахверковое здание в стиле раннего Ренессанса происходит с 1548 года. Резьба на фасаде указывает на профессию застройщика, который в качестве оружейника занимал мастерскую в подвале."
Хильдесхайм, масонская ложа
Домик жидомасонской ложи в Хильдесхайме. С таблички: "Эта франкмасонская ложа была основана в 1762 г. Название при основании -- "la porte a l'eternite" ['ворота в вечность']. Происхождение всех франкмасонских лож мира относится к 1717 г. В этом году в Англии была основана первая ложа. В Германии в настоящее время существуют 290 лож. Ложа -- это место внутреннего покоя. Здесь встречается общество с ясными ценностными представлениями о гуманности и толерантности."

Литература:

"Deutschland", Dorling Kindersley Verlag, Muenchen, 2010. "Das schoene Hildesheim", Verlag "Gerstenberg", 2009.

Возврат на главную страницу
Hosted by uCoz