Искусство сбеpежения сил |
15. Разное.
15.1. Как посмотреть хороший фильм.
Естественно, что вкусы бывают разные. Но также естественно и то, что я считаю свои вкусы самыми правильными. Иначе бы я их сменил. Что касается моих вкусов в кино, то я предпочитаю фильмы с закрученным напряженным сюжетом, но таким, чтобы можно было без труда за ним следить, то есть не отягощенным мельканием сцен и фамилий. Кроме того -- без трагического конца, без пошлости, без садистских сцен и стриптиза. Чтоб была какая-то здравая идея; чтоб попалось несколько афористичных фраз и не без юмора; чтоб порок явственно осуждался, но без долгих занудливых рассуждений; чтоб у актеров были запоминающиеся лица; чтоб положительные герои не были курильщиками, не носили кепок козырьком назад и серьг в ухе и вообще не были разболтанными типами. В общем, мне нужны такие фильмы, которые мои малолетние дети могли бы смотреть без моих предостерегающих комментариев и без приказов закрывать глаза на нехороших сценах. А еще не должно быть слишком похожего на то, что я уже видел в других фильмах. Под эти требования более-менее подходит в лучшем случае один фильм из тридцати, и его выявление в массе халтуры и извращений -- проблема из проблем. Если наши киношные вкусы, дорогой читатель, в достаточной степени совпадают, отнесись внимательно к нижеследующему резюме моего богатого опыта. Богатого в том смысле, что он обошелся мне в большие деньги, уйму времени и утраченного хорошего настроения. Во-первых, никогда не следует приобретать фильм, о котором ничего не известно кроме того, что напечатано на упаковке: хотя бы потому, что там может быть просто ложь. Даже если там пишут правду, это почти всегда оказывается не самая главная правда о фильме. Информация о том, что фильм обошелся очень дорого, может означать, что рекламодатель пускается во все тяжкие, чтобы хоть частично возместить свои потери. А очень "кассовый" фильм может оказаться таковым, потому что потакает вкусам разболтанных дураков, к которым относится довольно много людей во всяком обществе. Во-вторых, никогда не следует слушать комментарии продавца видеокассет. У него почти все фильмы хорошие, а многие и вовсе замечательные. В-третьих, надо критично воспринимать телевизионную рекламу фильмов. Из каждого фильма можно надергать несколько эффектных сцен и реплик, и они произведут совсем не то впечатление, что и фильм в целом. В-четвертых, надо осторожно относиться к высказываемым о фильме мнениям. Если кто-то хвалит фильм взахлеб, надо сначала разобраться во вкусах этого человека. Особенно если это "кинокритик", поскольку большинство "кинокритиков" -- тяжелые киноизвращенцы. В-пятых, лучше игнорировать фильмы, получившие три-пять "Оскаров". Одного-двух еще могут дать по ошибке, но три и больше -- верный признак того, что фильм -- занудливая извращенческая галиматья. Даже если фильм не получил своих "Оскаров", а только выдвигался на них, это уже очень опасный признак, и надо удвоить бдительность. К фильмам, получившим "Оскаров", примыкают фильмы- -участники разных Каннских фестивалей и тем более фильмы, завоевавшие на этих фестивалях какие-нибудь призы. В-шестых, лучше избегать фильмов, в которых значатся исполни- телями главных ролей актеры, оказавшиеся нарасхват у припыленных режиссеров, вроде Бунюэля или Феллини. Если, к примеру, обнару- жите Макса фон Зюдова или Клауса Марию Брандауэра, лучше отложить решение и собрать дополнительную информацию о фильме. В-седьмых, не следует выключать бдительность, если в числе создателей фильма значатся режиссер и актеры, которые вам однажды уже очень понравились. Почти у всякого режиссера хватает твор- ческих неудач, а актеры, проявившие себя в лучших фильмах, могут сняться в какой-нибудь примитивной дешевке -- по глупости или чтобы выдурить деньги у зрителей, клюющих на их звездные фамилии.15.2. Как купить хорошую вещь.
Очень трудно купить такую вещь, о недостатках которой вы будете потом стараться не думать во избежание порчи себе нервов. Прежде всего, надо исходить из того, что все норовят обмануть. Чем приветливее продавец, тем бдительнее надо быть. Если вещь дешевая, надо задуматься, за счет каких недостатков достигнута эта дешевизна. Может, работа сделана грубо или использован низкокачественный материал. Если вещь дорогая, это не значит, что она будет хорошего качества: все торгующие мошенники знают, что среди дураков популярен афоризм "Я не настолько богат, чтобы покупать дешевые вещи". Дешевая вещь хороша уже хотя бы тем, что ее не жалко выбросить. Всегда надо заботиться о том, чтобы была возможность вернуть товар в случае обнаружения его полной негодности. Если у вас складывается впечатление, что продавец будет отпираться или что вы не найдете его вообще, лучше покупки не делать. Если в товаре выявились только мелкие дефекты, выгоднеее с ними смириться и не менять товар на другой: этим вы сбережете силы и время, так как новый экземпляр товара может оказаться если не с такими же дефектами, так с какими-нибудь другими -- возможно, еще худшими. Имеется множество всяких торговых трюков для сбывания людям ве- щей, которые они по здравом размышлении не купили бы, по крайней мере за ту цену, какая всё-таки была ими заплачена из-за того, что они на минуту расслабились. К примеру, супермаркет для заманивания покупателей объявляет скидку в цене на некоторый товар, но рядом с этим товаром кладёт другой, очень похожий товар, на который скидки не объявляет. Покупатели хватают оба товара, а подленькая правда обнаруживается только при расчёте, или дома при изучении чека, или вообще не обнаруживается. Самый верный способ не иметь проблем с приобретениями -- не делать покупок вообще. Сократ: "Сколько существует вещей, которые мне не нужны." Про некоторые вещи думается (пока их нет), что они заметно изменят вашу жизнь к лучшему. Когда же они, наконец, у вас появляются, вы обнаруживаете, что чуда не произошло, и в вашей жизни ничего существенно не изменилось, разве что мысль "на что потратить деньги?" сменилась мыслью "где их взять?" или "куда смотрели мои глаза?!". Если вещь, которую вы приобрели, через некоторое время перестала вам нравиться, это скорее всего лишь потому, что вы к ней привыкли. Привычное не впечатляет. Если же причина вашего охлаждения состоит в том, что вы увидели другую подобную вещь, но лучшего качества, то для самоуспокоения надо думать о том, что у привлекшей ваше внимание вещи наверняка есть какие-нибудь скрытые недостатки -- как и у всего на свете. Какая вещь лучше, а какая хуже -- вопрос нередко довольно сложный, и не надо торопиться с огорчением по поводу того, что вам якобы не повезло. Чтобы всегда быть готовым к сделать правильную покупку, надо иметь с собой не только деньги, но также "набор покупателя", в который должно входить следующее: - две-три матерчатые сумки (в сложенном виде они занимают очень мало места); - пластиковые пакеты (в сложенном виде они занимают еще меньше места, чем сумки); - отрезок веревки (для дополнительного перевязывания покупки); - список некоторых параметров: - размеров одежды и обуви членов вашей семьи; - габаритов нескольких мест в вашем жилище, на которые вы собираетесь приобрести кое-какую мебель; - и т. п.; - рулетка. В отношение сомнительных покупок правило должно быть такое: при наличии колебаний "купить -- не купить" дешёвую вещь надо покупать, дорогую -- нет. Среднюю по цене вещь сомнительной нужности лучше тоже оставлять там, где она лежит: пусть ваши деньги окажутся "съеденными" инфляцией, зато будет сохраннее окружающая среда и больше места в жилище.15.3. Как купить хорошую еду.
При покупке таких продуктов питания, как мороженое, йогурт, пудинг и т. п., надо выяснять их калорийность и вес и высчиты- вать, сколько калорий приходится на единицу цены. Если выбирать продукты с более дешевыми калориями, экономия денег (= сил) может составить 50% и более при тех же вкусовых ощущениях! Если же вкусовые ощущения окажутся немного хуже, то вы компенсируете это наслаждением от мысли о своей выдающейся проницательности и расчетливости. Никогда не следует покупать "не глядя" продукт питания, который представляется вам уже опробованным и сносным. Моя жена как-то купила масло "Крестьянское", у которого неожиданно оказался явный привкус маргарина. Я исследовал упаковку и нашел, что в пачке этого масла запечатлилась вся философия рыночной системы хозяйст- ва. Во-первых, под названием известной марки "Крестьянское" стояло маленькими буквами слово "новое". Во-вторых, на том месте упаковочной бумажки, которое приходилось на складку и соответст- венно плохо читалось, была помещена туманная фраза "Комбинирован- ный молочный продукт" вместо четкой "смесь масла и маргарина". В-третьих, был проставлен вес 185 граммов вместо ожидавшихся для пачки таких габаритов привычных 200 г. Габариты оказались заполненными за счет "взбитости". Фактически -- наглый обман, но попробуй придерись! Как покупать фрукты и овощи на базаре. Надо просить сначала немного (к примеру, 1 кг), и смотреть, какого качества продукт вам накладывается. Если качество хорошее, просить ещё несколько килограммов. Обычно чем меньше приобретаемое количество, тем лучше качество, потому что труднее спрятать некачественное за хорошим.15.4. Как купить хорошую квартиру.
Купить хорошую квартиру практически невозможно. Если вам представляется, что ваша квартира хорошая, значит, вы слабо понимаете, что такое хорошо, или же отличаетесь повышенной стойкостью организма ко всяким цивилизационным мерзостям. Если квартира хороша сама по себе, значит, плохо что-то рядом с нею. Покупка квартиры -- это всегда компромисс между тем, что надо бы, и тем, что получается за доступные деньги. Но даже за очень большие деньги некоторые проблемы не могут быть решены. К примеру, не удастся поселиться в центре города, но с чистым воздухом. При подборе квартиры в уже построеном доме надо постоять у подъезда час-два вечером и изучить контингент, который шастает туда-сюда. разумеется, найти совсем приличных соседей нигде не удастся, и надо искать лишь не совсем уж дегенератов. Впрочем, и достойные на вид люди могут за несколько лет спиться. ................................................................ ................................................................15.5. Как назначать встречи.
Место надо выбрать хорошо обозреваемое и такое, где народу не слишком много, либо указывать его более точно. Лучше, если ожидать можно будет сидя, а не стоя. Также неплохо, если для ожидающего найдется небесполезное и не слишком скучное занятие -- хотя бы рассматривание каких-нибудь товаров. Встречу под открытым небом назначать нежелательно, так как может быть плохая погода. Место и время должны быть оговорены однозначно. Чтобы другой человек правильно вас понял и к тому же не забыл вскоре о пред- стоящей встрече, надо договариваться не вскользь, а привлекая к этому всецело его внимание. Чем глупее или рассеяннее собеседник, тем более тщательно надо вести разговор. Удобно сразу договориться, в течение какого времени один из вас будет ждать другого, если тот опоздает. Если человек, которого вы собираетесь встретить, не знаком или мало знаком вам, можно оговорить, кто во что будет одет -- чтобы легче распознать друг друга. Устраивайте свои дела так, чтобы ни вы, ни другой человек не слишком пострадали, если кто-то из вас опоздает или не придет совсем: назначайте встречу задолго до критических событий, устанавливайте запасной срок, договаривайтесь о том, как снова выйти на связь, если встреча сорвется. На случай, если приглашенный опоздает, следует взять с собой что-нибудь почитать. На случай, если он не придет совсем, лучше выбирать по возможности такое место встречи, чтобы вы могли там сделать для себя еще что-нибудь нужное. Явившись на место встречи, не замирайте, как вкопанный, а прежде всего осмотритесь или даже пройдитесь кругом: человек, которого вы оджидаете, возможно, уже пришел и стоит где-то невдалеке, но смотрит в другую сторону, положившись на вашу поисковую активность. Если через пять минут после назначенного времени тот, кого вы ждете, еще не явился, надо включать свою способность к соображению, чтобы искать объяснение этому и средства исправления ситуации: вполне возможно, что в вашу договоренность вкралась, несмотря на ваши старания, какая-нибудь двусмысленность.15.6. Как собираться в дорогу.
Собирать вещи в поездку можно разными способами. Мне известны три хороших: 1. Составить список нужных предметов. Разделить их на необходимые и желательные. Убедиться, что все имеются в наличии. В послед- ний (или предпоследний) момент побросать их в сумку (чемодан, рюкзак), сколько поместится. 2. За неделю-две до отъезда начать складывать в сумку (чемодан, рюкзак) вещи, подбирая их состав и размещение так, чтобы не было больших неудобств в дороге и чтобы в случае необходимости ещё что-нибудь влезло. 3. Иметь постоянно наготове сумку (чемодан, рюкзак) с дорожным комплектом, в который добавить в последний момент вещи в зави- симости от поры года и от других обстоятельств. Последний вариант - наилучший, потому что только он обеспечива- ет ПОСТОЯННУЮ готовность к отъезду, а значит, и возможность быст- ро эвакуироваться или сбежать. Чем меньше объём и вес взятого с собой в поездку багажа, тем больше "добычи" можно будет из неё привезти.15.7. Как ходить в толпе.
Большинство людей ходит медленно: кто-то слишком слаб здоровьем, чтобы передвигаться быстро; кто-то не знает, что делать со свободным временем; у кого-то неподходящая обувь и т. д. Что касается меня, то я хожу быстро, из-за чего у меня возникают некоторые затруднения там, где слишком много народу. В подземных переходах каждый из встречных потоков обычно тяготеет к правой стороне, и наибольшая возможность для развития высокой скорости складывается там, где потоки соприкасаются. Искусство быстрого перемещения состоит в том, чтобы выскакивать на полосу встречного движения, когда там намечается небольшой просвет, и обгонять одного или нескольких человек на своей полосе. Некоторую трудность при этом создает отвратительная привычка идущей толпы при отсутствии встречного движения растягиваться на всю ширину прохода, поэтому как только во встречном потоке начинается спад, надо устремляться вперед без промедления, а бестолковых сограждан, которые на вашем пути неправомочно отклоняются влево, воспитывать негрубым, но уверенным подталкиванием в правую сторону. Пусть тихоходы знают свое место на правой стороне потока. Если вы будете просто расталкивать людей локтями, вас однажды сильно за это побьют, и ваша экономия сил на этом закончится. Толкать можно лишь чуть-чуть, мягко и не рукой, а плечом: в этом случае ситуация воспринимается так, как будто вам иначе некуда деться. Можно вдобавок иногда слегка извиняться. Если кто-то задетый вами бросит вам вслед какие-нибудь оскорби- тельные слова, ответьте ему мысленно "чтоб ты сдох, дегенерат" и двигайтесь дальше, поскольку выяснение отношений даже при благоприятном раскладе сил не даст вам ничего хорошего сверх того, что вы уже имеете. На лестницах возле перил -- самое неблагоприятное для быстрого передвижения место, поскольку к нему тяготеют те, у кого уже отнимаются ноги и кому очень нужно за что-то держаться. Если кто-то пытается двигаться примерно так же быстро, как вы, надо пристроиться ему плотно в хвост -- чтобы не допустить смыкания толпы сразу за ним. Чтобы проскользнуть между двумя людьми, расстояние между которыми меньше ширины ваших плеч, надо сделать небольшой прыжок между ними на одной ноге плечом вперед после предварительного разгона. Кстати говоря, стремительное движение сквозь толпу, обеспечиваемое не расталкиванием, а маневрированием, очень полезно в качестве средства развития ловкости и быстроты реакции и доставляет удовольствие тому, кто хочет быть здоровым и физически подготовленным к разным трудностям и кому нравится превосходить окружающих.15.8. Как сохранять ключи, пароли и кредитные карточки.
Связку ключей можно привязывать к брючному ремню шнурком (достаточно длинным, чтобы не препятствовать использованию ключей). А чтобы не взламывать дверей в жилище в случае, если они всё-таки куда-то денутся, можно хранить их дубликаты у надёжных родственников. * * * Использование паролей становится всё шире, особенно у программистов, и уклониться от этого невозможно. Ситуация усложняется ещё и тем, что приходится время от времени свои пароли менять. Чтобы тратить меньше сил на придумывание, запоминание, вспоминание, поиск паролей надо использовать какую-нибудь систему, к примеру, следующую. В пароле выделяются обновляемая часть и необновляемая часть, а также типичная и нетипичная части. Обновляемая часть изменяется в предписанные порядком моменты времени по некоторому закону. Типичная часть одинакова для всех личных паролей, нетипичная характерна только для поколений пароля, относящегося к какой-то одной одной системе. Пароли можно записывать каким-нибудь несложным шифром и/или не целиком. Незаписываемая часть удерживается исключительно в памяти. Эта часть может быть одинаковой для всех паролей. Составленный по этой системе пароль может иметь, к примеру, следующую структуру: SSSDDPPPPDD Где SSS - постоянная нетипичная часть; DD..DD - переменная типичная часть; PPPP - постоянная типичная часть. Если переменная часть пароля является производной от даты ввода его в действие, можно для шифровки применять некоторое постоянное смещение или обратный порядок записи. Если постоянная часть паро- ля представляет собой слово или часть слова, можно для шифровки некоторое постоянное смещение в алфавите или обратный порядок записи. Если запоминать расположение клавиш, посредством которых вводится пароль (или его часть), это избавляет от необходимости запоминать знаки на используемых клавишах. * * * Чем компактнее и невзрачнее место хранения кредитных и прочих карточек, тем менее вероятно, что их украдут. Не следует совать все карманные ценности в один кошелёк или бумажник: ёмкостей (и мест их хранения) должно быть несколько. Карманы, в которых рас- полагаются ценные мелочи, должны быть по возможности нагрудные, внутренние, застёгивающиеся. Нельзя хранить ценности в сумке и т. п. Нельзя использовать задние карманы штанов. Если в приобре- тённой одежде нет подходящих карманов или застёжек на карманах, надо их сделать. В надёжном памятном месте должен храниться список кредтных карточек, а также телефонных номеров, по которым надо звонить в случае проблем с карточками. Записку с паролями к кредитным карточкам надо хранить отдельно от карточек и в таком виде, чтобы трудно было понять, что это пароли.15.9. Как сохранять спокойствие.
Как ни старайся, всегда кто-нибудь или что-нибудь докучает: мухи, соседи за стеной, автомобили под окнами и т. п. Докучающие факторы -- это неизбежный, то есть нормальный и вдобавок часто встречающийся компонент среды обитания, поэтому надо относиться к ним спокойно и уделять им не более внимания, чем требуется для того, чтобы рассмотреть и испробовать легкодоступные возможности их устранения или уклонения от них. Разумеется, надо стремиться устраивать свою жизнь так, чтобы помех было как можно меньше, но если они в некоторых случаях оказываются неустранимыми, то психи- чески хорошо организованный человек переключает своё внимание с этих помех на что-нибудь другое: на те помехи, которые устранимы, или на что-нибудь приятное. Тратить психическую энергию надо только на такие проблемы, которые поддаются решению. Нет, конечно же, "не бьёшься -- не добьёшься", но если дело касается "чистых" РАЗДРАЖИТЕЛЕЙ, то есть факторов, которые действуют исключительно на психику, то бывает проще изменить что-то в своей психике, а не в среде. * * * Любая вещь хороша лишь тогда, когда она к месту. При некоторых обстоятельствах бывает просто необходимо впасть в боевое бешенст- во, иначе не победишь. При некоторых других обстоятельствах (они складываются много чаще) бывает выгоднее сохранять спокойствие: это предохраняет от износа вашу нервную систему, позволяет прини- мать более взвешенные решения, производит положительное впечатле- ние на свидетелей ваших попыток преодолеть трудности и заставляет чувствовать себя неполноценными ваших брызгающих слюной оппонен- тов. Чтобы эффективно взорваться, надо сначала накопить силы и подгадать момент. Впрочем, иногда лучше иметь репутацию раздражи- тельного и неуживчивого человека: довольно многие люди в этом случае будут менее охотно прибегать к действиям, способным вы- звать ваше недовольство, и вам не придётся тратить силы на сохра- нение самообладания. В общем, лишь то хорошо, что к месту. Чтобы сохранять спокойствие в условиях, когда окружающие стремятся вас его лишить, надо думать о следующем: 1. Неприятности неизбежны. Если не будет тех неприятностей, какие есть, будут какие-то другие. 2. Кто не способен выдерживать неприятности, тому надлежить вымирать. 3. Восприятие неприятностей зависит от точки зрения и от направлености внимания. 4. В плохом бывает и хорошее, и надо постараться его найти. Любую неприятность можно рассматривать, по крайней мере, как средст- во подготовки организма к более значительной неприятности. 5. Своих противников вы больше достанете своим спокойствием.15.10. Как воспитывать детей.
Опёки над собственными детьми должно быть не слишком мало, не слишком много: если её слишком много, дети попадают под дурное влияние общества, а если её слишком много, они вырастают изнежен- ными, несамостоятельными, не приспособленными к условиям, в которых им предстоит жить. Оба варианта означают дополнительные неприятности и расходы. Открывать детям неприятные стороны жизни надо постепенно, сообразно их возрасту и особенностям психики. Чтобы оградить своих детей от дурного влияния, надо правильно выстроить собственый мирок: так, чтобы детям в нём было не очень дискомфортно и чтобы там имелось почти всё для удовлетворения их информационной потребности (книги, фильмы, музыка, живопись и пр.) и потребности проявлять себя в деятельности (инструменты, рисовальные принадлежности, научные приборы, музыкальные инстру- менты и пр.) Если мирок получился хороший, можно ослабить каждо- дневный надзор за детьми, обитающими в этом мирке, то есть себе экономить силы, а детям давать возможность развивать самостоя- тельность. Самое важное -- быть для своих детей хорошим примером, то есть говорить и действовать так, чтобы для них вы были человеком, ко- торому можно подражать и к мнениям которого лучше прислушиваться. Это самый экономичный способ воспитания. Если вы что-то делаете неправильно, надо объяснять, что это редкий прискорбный срыв или слабость, с которой вы боретесь, и что брать пример надо в лучшем, а не в худшем. Надо пощрять в своих детях хорошее, даже если оно получается с изъянами, а про плохое объяснять, почему оно плохо. Кое-что из идеологем, которые полезно привить детям: 1. Нет людей совершенно плохих или совершенно хороших: у плохих людей бывают хорошие порывы, у хороших -- ошибки и недостатки. 2. Надо быть снисходительным к чужим ошибкам и недостаткам, потому что они неизбежны. Некоторые ошибки и недостатки -- только кажущиеся. 3. У каждого человека можно поучиться чему-то полезному. 4. Иногда то, что на первый взгляд представляется благом, на самом деле оказывается злом, и наоборот. 5. Надо работать над собой: развивать себя, преодолевать свои недостатки, потому что сами собой они не преодолеются. Хорошее в человеке обычно развивается только через усилие: через преодоление своей лени или через противодействие неуместным желаниями. 6. То, что даётся легко, не развивает. К примеру, если нет усталости мышц, то нет и тренировочного эффекта. 7. Длительный комфорт вреден, потому что ослабляет способность переносить неприятности. 8. К себе надо относиться самокритично: если не признавать собст- венных слабостей и ошибок, то слабости будут усугубляться, а ошибки повторяться.15.11. Как принимать решения.
- Насреддин! Ты обещал шаху научить осла разговаривать, но ведь это же невозможно! - Я попросил на это дело десять лет, а за десять лет или осел умрет, или шах, или я. Способность принимать решения довольно важна для продвижения по службе и для благополучной жизни вообще, но еще более важна способность не принимать решений: своевременно уклоняться от этой трудной и опасной деятельности, подходить к вещам так, чтобы потребность в этой деятельности возникала как можно реже. Рекомендуется руководствоваться по отношению к принятию решений следующими правилами: 1. Не принимать решений совсем, если это не грозит слишком большими издержками. Проблемы неизбежны, и с некоторыми из них можно жить очень долго и спокойно. К тому же решение какой-нибудь проблемы нередко порождает какую-нибудь другую проблему, а то и несколько. 2. Если невозможно избежать принятия решения, тянуть с этим делом, насколько позволяют обстоятельства. Со временем некоторые проблемы исчезают сами собой, а некоторые решаются за вас другими -- менее терпеливыми. Также случается, что со временем появляются новые, настолько значительные проблемы, что на прежние перестают обращать внимание. 3. Если уклониться от решения проблемы вряд ли удастся, начинать размышления над нею пораньше: чем дольше занимаешься проблемой, тем больше вероятность найти хорошее решение -- или подсмотреть его у других, или нарваться на подходящий совет. 4. Начинать размышления над проблемами вечером, а принятие решений откладывать на утро. Утро вечера мудренее. На ночь загружается работой ваше подсознание, а утром вы оказываетесь не только с подсознательно выработанными заготовками решений, но и в состоянии наивысшей умственной работоспособности. Правда, если вы не хотите иметь ещё и проблем со сном, надо уметь оттеснять перед засыпанием все пробемы в дальний темный угол своей психики. 5. Незаметно перекладывать свою работу на других: провоцировать их на советы (начальников -- на руководящие указания), подсматривать, что они делали и делают в аналогичных случаях. 6. Пробовать выявлять хорошее в плохом: искать выгоды в ситуации, которая на первый взгляд представляется проблемной. Возможно эту ситуацию надо не исправлять, а "усугублять". 7. Настраиваться на то, чтобы найти какое-нибудь необычное решение: требующее минимальных затрат при реализации или устраняющее сразу несколько проблем. 8. Если хорошее решение не приходит в голову, пробовать найти частичное или временное решение. 9. Различать в решениях пользу для конкретного дела и пользу для вашей репутации. Это не всегда одно и то же. Но всегда можно оправдаться тем, что репутация вам нужна для успешной реализации более значительных дел, для "дела вообще". Сначала вы работаете на репутацию, потом репутация работает на вас. 10. Если кто-то рвется решить проблему за вас и вроде бы может с этим справиться, давать ему такую возможность. Не всегда, но довольно часто можно обставить дело так, что уступка чести решения проблемы не нанесет ущерба вашей репутации, а наоборот, пойдет ей на пользу: вы будете выглядеть человеком гибким, скромным, уживчивым, способным эффективно распределять работу между людьми. А кто-то даже будет горд оказанным вами ему доверием. 11. Обращать внимание на то, чтобы ваши личные потери в случае ваших ошибочных решений в среднем заметно перекрывались выгодами, которые вы имеете от того, что именно вы принимаете эти решения. В противном случае прилагать радикальные усилия к изменению своей "социальной роли" таким образом, чтобы она отвечала указанному требованию. Если вы принимаете решение, то, как правило, оказывается, что любой вариант выбора по-своему плох. Мудрость состоит не в том, чтобы не обращать внимания на недостатки того или иного выбранного варианта, а в том, чтобы не придавать им чрезмерного значения.15.12. Как избегать потерь от своих ошибок.
Следует по возможности действовать так, чтобы ваши ошибки не приводили к неприятным последствиям. В том, что ошибки будут, не надо никогда сомневаться (правда, о некоторых из них вы не узна- ете). Самое лучшее -- не действовать вообще. Но если приходится что-то делать, руководствуйтесь следующими важными правилами: 1. При выборе вариантов деятельности отдавать предпочтение не тем, при которых труднее ошибиться, а тем, при которых даже мало- вероятные ошибки не влекут больших убытков. Вдобавок учитывать, что вы наверняка более или менее ошибаетесь как в оценке вероятностей ошибок, так и в оценке вызываемых ошибками убытков. 2. По возможности исследовать условия деятельности, даже если вы уверенны в том, что они не изменились со времени вашего последне- го их изучения. 3. По возможности проверять последствия своих действий, даже если вы уверены в достижении нужного результата. Можно пояснить указанные правила серьезным примером, скажем, из области запуска кораблей в космос, но житейская ситуация будет ближе и понятнее. Вы присаживаетесь в парке на скамейку, чтобы записать очередную сверхценную идею (о запуске кораблей в космос). Предварительно надо проверить, чиста ли скамейка и не явяляется ли она свежевыкрашенной (про тех, кто плюхается на скамейки, не глядя, можно с большой уверенностью сказать: поверхностные люди, опасные для общества своей беспечностью; их нельзя использовать на запус- ке кораблей в космос). Далее вы снимаете перчатки. Можно положить их на колени, а можно -- в карман. Второе чуть-чуть хлопотнее, но зато вы не потеряете их, когда подниметесь со скамейки, всё еще охваченный творческим возбуждением и занятый развитием только что записанной идеи (касающейся запусков кораблей в космос). Тем не менее, после вставания надо бросить взгляд на скамейку и на землю перед нею, поскольку вы могли забыть про первое правило или же выполнить его небрежно. А если на скамейке обнаружится след ваших штанов, значит, она все-таки была свежевыкрашенная. Надо заметить, указанные простые правила нарушаются сплошь и рядом. Хирурги режут не тех больных и вдобавок забывают зашить что-нибудь у них в брюшной полости. Дантисты сверлят не те зубы и к тому же не теми сверлами. Мамочки роняют детские коляски в шахты лифтов -- и в придачу на головы копошащихся на дне техни- ков. Домохозяйки сыплют в супы неизвестный порошок вместо соли, а потом профессора в морге принимают их за бесхозные трупы и распи- ливают им черепа перед студентами, но оказывается, что студенты -- не той специальности. И еще. Проверять наличие ключа в кармане надо до того, а не после того, как вы захлопнете дверь в квартиру.15.13. Как избегать повторения своих ошибок.
Конечно, учиться надо на чужих ошибках, но собственные обычно оказываются поучительнее. Чтобы избежать страданий от сознания какой-нибудь своей ошибки, люди стараются поменьше о ней думать. Это неправильно. Несомнен- но, надо избегать чрезмерных страданий, но если полностью игно- рировать происшедшее, ошибка может и повториться. Всякую свою ошибку надо анализировать, стараясь не только разобраться в ситуации, которая к ней привела, но также и сделать некоторые обобщения. "Работу над ошибками" можно считать проде- ланной должным образом, если в результате ее что-то в вашей жизни изменится: вы введете новое правило, или откажетесь от старого, или иначе разместите свои вещи, или чем-то дополните свой аварийный набор и т. д. Из всякой личной неприятности следует выжимать максимум выводов на будущее. При таком подходе почти всякая неприятность превраща- ется в благо, защищающее от больших потерь. Кто не способен де- лать, фиксировать, своевременно вспоминать и применять свои выво- ды из пережитых неприятностей, тот, наверное, слишком примитивен для этого мира. Способность стойко переносить неприятности хороша лишь при условии, что она не препятствует наращиванию опыта: игнорировать неблагоприятные условия можно только после того, как неприятие этих условий достаточно простимулировало мысль.15.14. Как быть мудрым.
Мудрость не предполагает ни многознания, ни интеллектуальной мощи. Это скорее способность уклоняться от проблем, чем способ- ность решать их. Это следование немногим простым правилам, обеспечивающим истинное (= биологически целесообразное) благопо- лучие, а не такое, какое является привлекательным для суетливого большинства. К числу основных правил мудрости можно отнести, наверное, следующие: 1. Не считать себя достаточно мудрым. 2. Не быть ни в чем абсолютно уверенным. 3. Учиться у каждого. Даже последний неудачник может знать или уметь что-то такое, что при некоторых обстоятельствах, вероятно, окажется полезным и для вас. Во всяком случае, наблюдая его, можно хотя бы определить, какие факторы обрекают людей на неудачи. 5. Держаться середины -- кроме случаев, когда выгоднее быть с краю. 6. Учитывать, что многое зависит от точки зрения. Никакая вещь не является безусловно хорошей или безусловно плохой: значение всякой вещи определяется обстоятельствами. 7. Не торопиться с решениями и выводами. Избегать необратимых действий. 8. Беречь здоровье. 9. Готовиться ко всевозможным трудностям: тренироваться, делать запасы, высматривать пути отступления. 10. Довольствоваться малым. Выжимать максимум из доступных благ. 11. Помнить о причиненном вам зле. Мстить и напоминать не обязательно, но помнить и учитывать полезно -- чтобы не пострадать снова. 12. Быть снисходительным к людям, которые не являются неисправи- мыми негодяями или круглыми дураками. Основной источник неприятностей -- люди. Они в большинстве своем гораздо хуже, чем могли бы быть без чрезмерных усилий и с выгодой для себя, но относиться к ним надо снисходительно -- иначе вы рискуете захлебнуться своей ненавистью или сорваться на самосуд, который закончится для вас плачевно. Речь идет не о том, чтобы прощать людям их слабости или даже перестать считать слабости таковыми, а о том лишь, чтобы воспринимать эти слабости как неизбежное зло. Людям свойственно ошибаться, забывать необходимое, неуместно поддаваться эмоциям, легкомысленно относиться к реальным угрозам и сосредоточиваться на мнимых, заботиться о себе больше, чем о ближнем, и даже лениться (хотя последнее далеко не все умеют делать правильно). Если не ожидать от людей, что они будут вести себя идеальным образом, то не будет и разочарований, и некоторых потерь. Конечно, самому надо стре- миться быть хорошим и бороться со своими недостатками.15.15. Как беречь здоровье.
Затраты времени и средств на те или иные процедуры, укрепляющие здоровье, должны быть не более значительными, чем выигрыш от них, состоящий в продлении жизни, в избавлении от боли, в экономии на лекарствах. Если какие-то процедуры слишком хлопотны и/или неприятны и при этом малополезны, то лучше от них отказываться. Если что-то приносит некоторый небольшой вред, но доставляет значительно перевешивающую этот вред радость, которой нет менее вредной замены, надо позволять себе эту радость, а чтобы ее положительный эффект был более весомым, надо поменьше мучить себя сомнениями по этому поводу. Положительные эмоции имеют огромное значение для здоровья. Надо побольше радоваться и наслаждаться. Поскольку радости и огорчения зависят в большой степени от точки зрения, на то или иное обстоятельство, надо стремиться к оптимистичному взгляду на вещи. В плохом почти всегда можно отыскать что-то хорошее и сосредоточиться на этом. К примеру, в день рождения надо радоваться тому, что вам удалось хотя бы дожить до своего возраста: далеко не всем так везет. Если трудно в этот день бороться с грустью, подумайте о них -- о тех несчастных, которые ушли от нас в 27 лет, в 37 лет, в 42 года и т. д. Чем больше вам лет исполнилось, тем значительнее должна быть радость. Разуме- ется, хорошо живет не тот, кто живет долго, а тот, кто живет полноценно, но это уже другой вопрос. В стремлении к радостям следует, конечно, учитывать, что пресыщение уменьшает удовольствие и что умеренное переживание неприятных эмоций является физиологической потребностью и к тому же поддерживает способность к выживанию. Лучше регулярно понемногу мучиться в течение очень долгого времени, чем досрочно отправиться в рай счастливым идиотом.15.16. Как урывать блага.
Одни люди честно зарабатывают на хлеб, творят, беспокоятся о Родине, а другие в это же самое время выгадывают, как бы побольше взять у общества бесплатного, льготного, вперёд других. Любое своё положение они оценивают с точки зрения того, какие блага оно позволяет присвоить. Водя дружбу с себе подобными, они соображают на эту тему сообща и широко обмениваются потребительским опытом. Разумеется, они всегда устраиваются много лучше тех, кто подсоз- нательно настроен ЗАСЛУЖИТЬ, а не урвать. Чтобы не оказываться вечно в хвосте у таких ловких личностей, надо не только зарабаты- вать на хлеб, творить, размышлять о Родине и человечестве, но также время от времени задумываться о том, не пора ли немного побеспокоить Родину своей особой. Никакие заслуги сами собой не вознаграждаются. Герой должен как минимум протянуть за наградой руку, потому что, останься он скромником, он всего лишь ляжет кирпичиком в фундамент благополучия подлецов. Поскольку водить дружбу с любителями урвать -- это чрезмерно большая нагрузка на психику, надо хотя бы внимательно прислуши- ваться к тому, что они говорят, и присматриваться к тому, что они делают. Таким образом удастся по крайней мере иногда добывать информацию, позволяющую если не опередить их всех, то хотя бы не слишком отстать.15.17. Как уклоняться от нежелательного общения.
Александр Герцен в "Былом и думах" пишет о том, как много он провозился с разными прогрессивными и талантливыми личностями (Сазонов, Энгельсон, Головин), практически ни на что не годными, но навязывавшимся к нему со своей дружбой и причинявшими много забот. Надо было просто послать их подальше, несмотря на все их правильные слова (которые они очень горазды произносить), но Герцену мешало чувство долга. Ему это простительно лишь потому, что в его время в вопросах вырождения и обусловленных им мелких психических нарушений ("припыленности") ещё совершенно не разбирались. Припыленных людей по мере "развития" общества становится всё больше. Особенно много их скапливается в политике, искусстве, бизнесе. Столкновения с подобными личностями -- дело неизбежное, поэтому не следует уделять таким эпизодам много внимания, а лучше поскорее переключаться на более важные дела. Надо исходить из того, что припыленные -- неотъемлемая часть среды обитания, и умение уклоняться от общения с ними -- это важная часть искусства жить. Они зачастую говорят правильные слова и ведут себя почти как нормальные люди, но это не должно вас размягчать. Конечно, чудеса бывают, но очень редко, и скорее всего "ваш" дегенерат окажется таким же безнадёжным, как и прочие. Постарайтесь не стать жертвой собственной гуманности и порядочности: приберегите то и другое для нормальных хороших людей. Возиться с неприятным вам человеком имеет смысл лишь в случае, если вам от него что-то очень нужно. Если у вас случится конфликт с припыленным, не надо этот конф- ликт обострять, потому что в головах таких людей могут рождаться очень мерзкие планы. В споре с ним не стремитесь сказать послед- нее слово: это вряд ли получится, а если и получится, то пользы от этого никакой. Большие проблемы у вас могут возникнуть только при условии, что пристающий к вам человек -- неизбежная часть вашего окружения или что вы добились известности и он решил именно через вас само- утвердиться если не в качестве "друга", то в качестве "критика". Возможно, он начнёт распространять о вас свои грязные домыслы. В этом случае не надо пробовать объясниться с ним: надо постараться стать для него неинтересным, неудобным. Пусть он говорит о вас любые гадости и повторяет их многократно в среде себе подобных: надо реагировать на это не более остро, чем санитар психиатричес- кой лечебницы реагирует на оскорбления со стороны буйнопомешан- ного, доносящиеся из-за решётчатых окошек крепко запертой "палаты номер шесть".15.18. Как приспосабливаться.
Чтобы иметь не слишком много трудностей, надо быть адекватным миру, в котором живёшь. А такая адекватность достигается в основ- ном через приспособление. Иногда бывает выгоднее приспособить себя к среде, иногда -- среду к себе. Если ни то, ни другое оказывается неприемлемо, надо поискать другую среду (поскольку другого себя найти, кажется, невозможно) или взбунтоваться, то есть разорвать пределы возмож- ностей, заданные утвердившимся порядком вещей. Искусство жить -- это не в последнюю очередь искусство опреде- лять, когда надо приспосабливаться и когда приспосабливать; когда оставаться на месте и когда сбегать подальше; когда поддерживать порядок и когда взрывать его. Как правило, самое удобное -- приспособиться к среде. Чем вы умнее, тем вам легче придумать и реализовать те небольшие измене- ния в своём поведении, внешнем виде и прочем, которые избавят вас от опасностей, неприятностей и потерь. В случае приспособления себя под среду не следует совершать действия, сокращающие ваши возможности (доступные ресурсы, пространство для манёвра и т. п.), потому что после нескольких таких шагов у вас не останется ни места для дальнейшего отступления, ни средств для атаки. Смена среды как способ решения своих проблем плоха тем, что чревата заменой одних проблем на другие. Между тем, старые проблемы имеют ряд преимуществ: они привычны (а значит, меньше раздражают), более-менее изучены и даже, может быть, частично уже решены. Способность к бунту -- необходимое качество для того, кто стремится к благополучию. Если вы будете восприниматься как человек, который в крайних обстоятельствах вполне может устроить бунт, это само по себе будет влиять на поведение окружающих по отношению к вам: люди будут стараться не доводить вас до край- ностей либо постараются вообще не иметь с вами дела, что иногда тоже не плохо. Следует отличать способность к бунту от неспо- собности соблюдать здравый жёсткий порядок. Полноценный человек -- лишь тот, кто сочетает в себе склонность к соблюдению порядка в обществе с готовностью взорвать этот порядок, если он будет постоянно и существенно мешать. Разумеется, формировать себе репутацию человека, способного на бунт, надо так, чтобы не заполучить вместо неё репутацию не вполне уравновешенного, "без тормозов", подверженного аффектам. Чем хладнокровнее и расчётливее бунтарь, тем страшнее и резуль- тативнее бунт: возбуждённый борец со злом побесится и успокоится (или разобьёт себе голову), а хладнокровный и расчётливый будет действовать по плану, ведущему с большой вероятностью к победе. * * * Если два человека мешают друг другу, приспосабливаться должен тот из них, кто умнее (а не тот, кто слабее), потому что тот, кто глупее, возможно, приспособиться просто не в состоянии.15.19. Как переносить неблагоприятные условия.
Если, к примеру, слишком холодно или слишком жарко, надо сначала испробовать доступные средства уклонения, потом принять доступные меры защиты, потом перестать обращать внимание на неблагоприятный фактор. Чтобы хорошо переносить воздействие неблагоприятных факторов, надо время от времени такому воздействию подвергаться: не слишком сильному, а находящемуся на таком уровне, когда уже может быть тренировочный эффект, но ещё вряд ли будет перенапряжение организма, грозящее болезнью. Разумеется, есть факторы, приспо- собление к которым в течение одной жизни невозможно, и которых надо всегда решительно избегать. Это, к примеру, автомобильные выхлопные газы. Ваша выносливость нередко зависит от того, как вы относитесь к своему дискомфортному положению: когда вы воспринимаете его как большую неприятность, нечто совершенно для вас неприемлемое, удел второсортных людей и неудачников, ваша способность переносить это положение окажзывается значительно ниже, чем тогда, когда вы вос- принимаете это положение как необходимое средство поддержания важных физических и психических качеств вашего организма. Даже способность организма сопротивляться такому вредному фактору, как электрический ток, существенно зависит от психической настроен- ности человека: если знать, что при таком-то действии можно полу- чить удар током, и умеренно бояться, электрическое сопротивление кожи повышается.15.20. На что тратить сбереженные силы.
Если следовать приведенным здесь рекомендациям и вообще стремиться не тратить усилия зря, то можно сберечь некоторое количество времени и/или денег. Потратить их надо так, чтобы не создать себе новых проблем. Самый мерзкий способ тратить время и деньги -- на так называ- емые развлечения, то есть на создание всяких искусственных ситуа- ций, позволяющих устранять дефицит некоторых эмоций, обеспечивать физиологически необходимую нагрузку различным органам своего тела, а также выглядеть преуспевающим человеком. Если вы стремитесь к здравомыслию, то лучше потратить высвобож- дающиеся ресурсы на следующее: - на совершенствование личных приемов экономии усилий; - на воспитание своих детей; - на укрепление своего здоровья; - на обеспечение своей безопасности; - на размышления об основах; - на исправление общества. При надлежащей постановке дела эти занятия съедят все ваши избыточные ресурсы и дадут вам взамен и новые впечатления, и сильные эмоции, и сознание своей значительности.16. Заключение.
Если кому-то представляется, что тема у этой книги слишком мелкая, он, по-видимому, просто праздный дурак, которому повезло в жизни, и у которого полно времени и сил, потому что ему нет необходимости стремиться сделать в своей жизни что-то значитель- ное -- приносящее заработок, славу, нехудшее место в обществе. Эта книга может дать пытливому и способному обучаться человеку в довольно большом количестве очень ценное благо, в принципе обмениваемое почти на любое другое: она может дать ему свободу от массы мелких противных забот, в которых большинство увязает по уши. Кому-то может показаться, что это книга для слишком простых людей -- настолько в ней разжеваны некоторые элементарные вещи. На самом же деле, она предназначена в первую очередь для слишком загруженных интеллектуалов, не имеющих времени на то, чтобы разбираться с мелочами, из которых складывается жизнь. Далее, одно дело знать какие-то рекомендации и другое -- быть настроенным неукоснительно им следовать, и я стремился развить в читателях (и укрепить в себе самом) именно такую настроенность. Ведь даже мне, автору этой книги, который выискивал, выводил, испытывал, отшлифовывал все эти приведенные в ней правила и который убежден в их огромной значимости для личного и общественного благополучия, нередко случается нарушать их -- из-за невнимательности либо из-за неправильной лени и нелепой надежды, что вдруг повезет больше обычного.17. Литература.
Акофф Р. "Искусство решения проблем". Герцен А. И. "Былое и думы". Джером К. Дж. "Трое в одной лодке, не считая собаки". "Законы Мерфи". Ликок С. "Как стать миллионером". Марк Аврелий "Наедине с собой". Паркинсон С. Н. "Законы Паркинсона". Сенека, Луций Анней "Нравственные письма Луцилию". Шопенгауэр А. "Афоризмы житейской мудрости". Эразм Роттердамский "Похвала глупости".