Коломбо -- это в Шри-Ланке не столица, а просто главный город.
Номинальная столица же -- Шри-Джаяварденепура-Котте (местопребы-
вание парламента и верховного суда; краткий вариант: Джаяварде-
напура). Кстати, аборигены говорят не "Коломбо", а "Каламба".
На сингальском языке это что-то там значит. К Христофору Колумбу
не имеет отношения: может быть, потому что он искал морской путь
всё-таки в Индию, а не на Шри-Ланку, а нашёл так и вовсе Америку.
Основали Коломбо португальцы, но базировались они в основном
на Галле, а Коломбо своё первостепенное значение приобрёл только
при англичанах.
* * *
В Коломбо можно приблизительно выделить следующие типы
застройки:
1) старые районы европейского вида, с домами конца XIX -- начала
XX в., где обитали колонизаторы и компрадоры;
2) новые районы европейского вида, с высотными зданиями;
3) районы современных вилл, где живут состоятельные граждане;
4) районы для большинства; постройки там с сильным европейским
влиянием, но с местным уровнем качества.
* * *
Транспортная система Коломбо оставляет желать много лучшего, и
в "час пик" езда по главным улицам осуществляется по преимуществу
в старт-стопном режиме.
* * *
О стране в целом. Шри-Ланка -- Демократическая Социалистическая
Республика. Из местных социалистических завоеваний: мужчины ухо-
дят на пенсию в 60 лет, женщины -- в 55. Это при том, что средняя
продолжительность жизни -- 73 года у мужчин, 77 лет у женщин.
Шри-ланкийцы -- по преимуществу маленькие (160 см), тощие
(50 кг) и тёмные, почти как негры. Люди они в основном неагрес-
сивные, сдержанные и к иностранцам относятся не очень враждебно.
В освоенной туристами части острова можно шататься почти везде,
не опасаясь нападения.
Национального головного убора у шри-ланкийцев, по-видимому,
нет. А если когда-то был, то остался в героическом прошлом. В
теперешнее время мужская часть местных народов в основном ходит с
непокрытыми головами. Отдельные индивиды носят бейсболки. А если
кто-то в круглой шапочке, то это, скорее всего, мусульманин.
Приблизительно один из пяти мужчин на улице обёрнут в особую юбку
-- саронг (у меня таких теперь две). Женщины -- по преимуществу в
платках, днём вдобавок зачастую под зонтиками. Мусульманки -- в
чёрных платьях, чёрных платках, чёрных масках на лицах.
Шри-ланкийский расклад по религиям: около 70% населения (в
основном сингалы) исповедуют буддизм, 15% -- индуизм (тамилы),
8% -- христианство (в основном католицизм), 7% -- ислам
(ланкийские мавры). Помимо того, в Коломбо есть очень маленькая
иудейская община -- с настоящими иудеями, которые и под шри-лан-
кийским солнцем ходят в чёрных сюртуках и чёрных шляпах, а не кто
во что горазд.
Основные нашествия на Шри-Ланку:
сингалы -- около VI в. до н. э.
тамилы -- VII в., XIII в.
арабы -- VII в.
китайцы -- XV в.
португальцы -- XVI в. (с 1505 г.)
голландцы -- XVII в.
британцы -- XVIII в.
Из МСЭ:
"Первыми обитателями Цейлона были ведда, охотники и собиратели,
остатки которых сохранились доныне на Цейлоне."
"В середине 6 в. до хр. э. Цейлон был покорён и колонизирован
сингалами."
"В 1400-1430 Цейлон был данником Китая."
"Португальцев в 1632 после полувековой борьбы сменили голланд-
цы."
Сингалы -- по преимуществу буддисты, тамилы -- по преимуществу
индуисты (шиваиты), потомки арабов -- соответственно мусульмане,
потомки европейцев -- христиане. В Шри-Ланке все религии равны,
но буддизм немного равнее.
Языки сингалов и тамилов не родственные, письменность разная,
но общего корня. Сингальский язык -- индоевропейской группы,
тамильский -- дравидской. Между собой тамилы и сингалы общаются
на английском и жестами. Английский язык преподаётся в школах с
первого класса, но прилично владеют им только немногие. Властями
держится курс на то, чтобы отказаться от английского языка как
средства межнационального общения и использовать в качестве
такого средства сингальский.
Из Википедии:
"Шри-Ланка занимает 1-е место в Южной Азии по объёму ВВП на
душу населения ($4300 в 2008 году)."
То есть, надо думать, там наименее доставучая в Южной Азии
нищета, наиболее приближенные к европейским гигиенические
нормы и т. п. Вдобавок английский язык в качестве одного из трёх
официальных.
Жилища в Шри-Ланке сильно тяготеют к дорогам, так что когда
едешь по равнинной части страны, она из окна местами представля-
ется одним большим поселением: от международного аэропорта можно
доехать до самого Галле и думать, что ты всё ещё в пригороде
Коломбо.
Кусочек фасада индуистского храма.
За многоруким Шивой полускрыт старинный шестиугольный
индуистский символ Тайного Всемирного Правительства.
В Шри-Ланке индуисты подвергаются постоянному издевательству со
стороны буддистов, мусульман и католиков: индуистское священное
животное -- корова -- нередко содержится на привязи, доится и --
я подозреваю -- некоторыми даже открыто употребляется в пищу. На
кормление туристов в гостиницах индуистское пищевое табу не рас-
пространяется.
* * *
Туристический сервис в Шри-Ланке более-менее налажен. Здесь
белым людям предлагают рафтинг, треккинг, сноркелинг, парасейлинг
и т. п., правда, я не знаю, что это такое и зачем мне сдалось.
На острове довольно чисто. Вдобавок местное население почти не
курит и почти не употребляет алкоголя. Курить на улице как бы и
вовсе запрещено (насколько я понял объяснение), так что для нелю-
бителей пьяных морд и табачного дыма Шри-Ланка -- что-то вроде
убежища.
В туристических местах липучесть приставал редкостная: даже
после того, как определённо выразишь полное нежелание иметь с
ними дело и -- более того -- прикрикнешь, они ещё будут некоторое
время тащиться за тобой, а когда скроешься в автобусе, будут
стучать в стекло и предлагать продолжить переговоры.
Типичный городской вид в районе
для простых смертных. Если я ничего не путаю,
это где-то там, в Коломбо.
Христианская страшилка на улице Коломбо:
"Иисус Христос придёт очень скоро". Намёк на Конец Света.
Район европейской застройки, наследие суровой
колониальной эпохи. Для изучения стилей европейской
архитектуры шри-ланкийцам не надо пробираться за моря.
Типичное транспортное средство Юго-Восточной Азии:
трёхколёсное самоходное такси типа "тук-тук".
Надпись на ветровом стекле: "Слава Иисусу".
Воистину слава!
Вблизи набережной. Океан -- слева.
На заднем плане местные башни-близнецы.
Вход в индуистский храм.
Слева направо: охранник, две прихожанки, нищий.
Мои сандалии появятся чуть позже.
Фрагмент фасада индуистского храма.
Пламенеющая индуика. Праздник тела.
Индуистский храм изнутри.
Официоз. Монумент в честь обретения независимости
от английского народа. Можно рассмотреть
стилизрованного шри-ланкийского льва.
Он несколько отличается от британского.
Перекрёсток в районе попроще.
Белый тигр в коломбийском зоопарке Dehiwala.
Шри-ланкийский аналог белой вороны.
В Коломбо есть зоопак -- хороший, если не считать, что зверям
в нём несколько тесновато. Буддисты не склонны издеваться над
животными, но в Шри-Ланке и люди живут по большей части скученно
и скромно, так что наверняка с их точки зрения звери устроены
отлично. Зоопарк называется Dehiwala, и основал его sahib John
Hargenberg как частное предприятие. В 1938 году, то есть ещё при
англичанах, этот зоопарк стал государственным. Цена входных
билетов для взрослых иностранцев -- 2 000 рупий (почти 20$), для
взрослых шри-ланкийцев -- 500.
Автобус индийского производства.
Раскраска не то чтобы типичная,
но характерно яркая и пёстрая.
Пример местного кокоса и способа его употребления.
Зрелые шри-ланкийские кокосы имеют жёлтый цвет.
Шри-Ланкийская кухня довольно острая, но шри-ланкийцы с этим
легко справляются. Соль -- по-видимому, в поедании большого
количества ананасов. Соответствующие опыты я ставил, правда,
только на себе и некоторых ближних, но результаты были настолько
яркими, что я заявляю о том, что сделал важное гастрономическое
открытие в собственной тарелке. Подпортив в своих краях желудок
морковкой по-корейски, я на Шри-Ланке не только избавился за три
дня от ужасной изжоги, но вдобавок мог позволить себе немало
употреблять всякую местную всячину с перцем. Единственно требова-
лось обильно заедать её ананасами, но это было совсем не тяжело.
В отличие от некоторых Белоруссий,
Шри-Ланка -- демократическая страна. Предлагают
голосовать за список номер 9. Ну, у меня и здесь
практически не было права голоса.
Как ни крути, а надо признать, что в Шри-Ланке существует
"демократия" по западному образцу: партий много, на улицах идёт
интенсивная плакатная борьба за избирателей, а это означает, что
есть реальная перспектива того, что голоса их будут учтены
должным образом, а не приписаны кому надо.
До боли знакомый древний символ на фасаде.
Колючая проволока справа -- это ещё не концлагерь.
Отважный шри-ланкийский воин.
Напоминание о недавней гражданской войне, в которой
индуистский Север был побеждён буддистским Югом.
Легковые автомобили и мотоциклы в Шри-Ланке -- в основном из
Японии, грузовики, автобусы и тук-туки -- из Индии.
Движение автотранспорта на острове такое, что вполне понятно:
большинство здешних жителей твёрдо верит 1) в реинкарнацию, 2) в
правильность своего образа жизни, обеспечивающую преимущества при
переселении души в новое тело. Дорожных знаков в стране совсем
мало.
Собаки и кошки в Шри-Ланке -- спокойные, даже вялые существа,
не нападающие на людей, но зачастую страдающие ужасными кожными
заболеваниями. Ясно, что это маются бывшие люди с плохой кармой.
Те, кто курили, мочились где попало, богохульствовали, игнориро-
вали призывы нищих и т. д.
* * *
Основы сингальского языка:
ayubowan -- здравствуйте
epaa -- не надо (отгонялка против липучих продавцов)
mama -- я
nei -- нет
ou -- да
pan -- хлеб (слово заимствовано из португальского языка)
sinhala -- сингальский язык
mata eeka epaa -- мне это не надо
Возврат на главную страницу