Карнобат -- городок в часе езды от Бургаса в сторону Софии.
Сказать, что он стоит на реке Мочурица, значит, слишком сильно
выразиться. Речка эта -- скорее, ручей. Но она гордо обозначена
на карте города, загнана в бетонированное русло и при определён-
ных погодных условиях в определённые поры года, наверное, разли-
вается так, что даже курица не рискует переходить её вброд.
Из путеводителя:
"Согласно историческим источникам, с XV века город был админи-
стративным центром, хозяйственным и торговым средоточием с
традиционной ежегодной ярмаркой. В турецких документах и путевых
заметках упоминается под различными именами -- Кариноваса,
Каринабад, Караново и др. Сегодняшнее его наименование берёт
начало в XVIII веке. После образования болгарской державы в
681 г. земли этого района становятся ареной военных действий
между Болгарией и Византией. Во время турецкого владычества
город -- важный административный, торгово-ремесленный, вино-
градарский и овцеводческий центр. Местная порода карнобатской
овцы пользуется известностью. В период Возрождения город
становится объединительным центром культурно-просветительской
жизни в районе и делает существенный вклад в борьбу за независи-
мость болгарской церкви. В середите 60-х годов XIX века карно-
батцы изгоняют анхиалского владыку, чем окончательно избавляются
от греческого влияния."
Запомнить название "Карнобат" легко: это немного изменённый
"карбонат". Один из старинных вариантов названия города --
"Каринабад" -- тоже очень подходящий для европейского слуха
(особенно немецкого).
Карнобат не приспособлен для посещения его туристами и для
почитания собственными обитателями. Между тем, в нём есть что
посмотреть. Нетуристичность Карнобата имеет положительную
сторону: там можно увидеть доподлинную Болгарию.
Основные достопримечательности Карнобата:
- дома Никифора Минкова и Сароолу бея с ценной деревянной
резьбой;
- церковь Иоанна Богослова 1880 г. с потрясающими резными
иконостасом, алтарями и кафедрой (они, правда, уже несколько
изъедены жучками-вандалами);
- мечеть 1821 г.;
- турецкая баня (Синан-беев хамам) с последней четверти XV в.;
одно из старейших целиком сохранившихся зданий в Южной
Болгарии;
- часовая башня 1874 г. возле турецкой бани, выстроенная как
"возрожденческий городской символ процветающего торгово-
ремесленного центра";
- еврейское кладбище в 1 км южнее города;
- остатки крепости Маркели времён Первого болгарского царства,
располагающиеся в 7,5 км к западу от города на холме возле
реки Мочурица; в крепости -- руины базилики VI века, старо-
болгарской церкви X века, византийской церкви XI века.
Турецкая баня позиционируется в путеводителе как "синанбейовият
хамам" ("баня Синан-бея"), но для знаменитого архитектора Синана,
проектировщика самых блистательных мечетей Османской империи, она
вроде бы как слишком простенькая. Может, это его ученическая
работа? Или он просто в ней мылся однажды? Баня в основном цела,
но состояние её оставляет желать лучшего. При попытке посещения
мною бани бросился из полутьмы наружу испуганный бродячий пёс, и
я тоже испугался, потому что не успел заметить, капает ли у него
с клыков слюна и не следуют ли за ним ещё более крупные соратники
по стае.
В городке, точнее, на вершине близлежащей горы, даже имеется
собственный бедствующий зоопарк, в котором довелось заметить
страуса эму и каких-то коз.
А ещё в Карнобате тут и там бросаются в глаза руины эпохи
социализма: при социалистическом строе жизнь в этих краях была
явно поактивнее, а после освобождения страны от советского ига
многие здания и сооружения оказались невостребованными.
Доступ к старинному еврейскому кладбищу со стороны города
закрыт цыганским посёлком, обходить который бесполезно, потому
что на кладбище всё равно окажешься на виду у его обитателей. И
это совсем не те цыгане, что задушевно поют "Очи чёрные".
Вообще, окраины болгарских городков, как правило, обжиты
цыганами, поэтому самостоятельный осмотр окрестных достопримеча-
тельностей в одиночку или небольшими слабовооружёнными группами
связан с большой опасностью для носимого имущества и жизни.
Спокойно смотреть можно только то, что в центре или поблизости
от него.
Ворота в Карнобат со стороны железной дороги.
Вокзал в стиле 1970-х.
Ныне так выглядят довольно многие
промышленные предприятия в Болгарии.
Стенная роспись на мотивы русских народных сказок.
Как русские сказки соотносятся с болгарскими,
установить пока не удалось.
Домик на главной площади. По-моему, там
ещё живут люди. Просто они на балкон не выходят.
Церковь Св. Иоанна Богослова, 1880 г.
Внутренность церкви Св. Иоанна Богослова.
Немного видать драгоценную резьбу по дереву.
Болгарская городская топонимика.
Карта центра Карнобата в лесбиянско-педерастических
тонах. Голубым обозначены зелёные зоны.
Речка Мочурица?
Часовая башня, 1874 г.
Мечеть, 1821 г. Справа видна "звезда Давида".
Местный мусульманин вызвался объяснить мне, почему она
появилась. Из его неразборчивого болгарского я понял
только, что такой декорум для мечетей не типичный.
Герой маленького карнобатского зоопарка.
Заодно поставщик яиц и мяса. Скромный труженик
народного хозяйства Болгарии. Показательно, что зоопарк
в Карнобате ЕСТЬ, пусть и временно упадочный.
Реализация на болгарской почве
великой европейской идеи раздельного собирания отходов.
Белые пятнышки на заднем плане -- надгробия
старинного еврейского кладбища. На среднем плане --
цыганский посёлок, делающий практически невозможным
посещение кладбища невооружёнными группами
численностью менее 50 человек.
Турецкая баня, последняя четверть XV в.
Торгово-ремесленный район Карнобата.
Потёрто, но породисто.
Особнячок, помесь барокко и классицизма. Порождает
мысль, что в ЕГО время люди здесь жили лучше.
Традиционное пренебрежение болгар к турецкому дурно сказывается
на состоянии старинных бань и мечетей. Но почему-то турецкие
фильмы в переводе на болгарский язык транслируются по болгарскому
телевидению. И турецкие товары в магазинах отнюдь не подвергаются
бойкоту.
* * *
Болгарские железные дороги -- наверное, отражение общего
состояния умов и техники в нынешней Болгарии.
Каждый поезд сопровождается нарядом полиции. В тёмное время
суток пасажиры жмутся к стражам порядка: скапливаются в том
вагоне, в котором дежурят полицейские.
Поезд из Софии к морю через Карнобат: первые пять вагонов идут
в Варну, последние четыре -- в Бургас. На табло эта информация
отсутствует, билеты продаются без указания вагонов, а устные
объявления через дореволюционный громкоговоритель звучат как
мур-мур-мур. Слава Аллаху, кассир, продавая билеты, не устаёт
предупреждать. Местные-то знают, а для проезжих -- напряг.
* * *
Китайцы, негры, индусы, арабы в Болгарии на глаза что-то не
попадаются. Скорее всего, это -- следствие местного жёсткого
стихийного национализма: не для того болгары веками сражались
против турок, сербов, греков и румын, чтобы теперь без боя
сдавать пяди родной земли разноцветным пришельцам. И к продаже
болгарского гражданства богатеньким чужакам отношение у болгар
по преимуществу отрицательное.
Литература:
"България. Пътеводител", изд. "Домино".
Возврат на главную страницу